Новости

01-10-2015

Изменение механизма государственных закупок дает надежду на прозрачность тендерной процедуры

Андрей Гвоздецкий, юрист АО «Спенсер и Кауфманн»: Изменение механизма государственных закупок дает надежду на прозрачность тендерной процедуры

Недавно Верховная Рада Украины приняла в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятием мер по преодолению коррупции» (проект №2087 от 16.06.2015).

Свой комментарий относительно предлагаемых изменений “Юридической газете” дал юрист АО “Спенсер и Кауфманн” Андрей Гвоздецкий.

Даже не учитывая изменения, связанные с приведением отечественного правового регулирования с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, можно назвать отдельные предметные позиции закона, на которые стоит обратить внимание.

Прежде всего, стоит отметить изменение границы применения закона – со 100 тыс. грн для товаров и услуг и 1 млн грн для работ до 200 тыс. грн и 1 млн 200 тыс. грн соответственно. Стоимостный предел для закупок, осуществляемых по процедуре запроса ценовых предложений увеличен с 300 тыс. грн. до 500 тыс. грн. К тому же, теперь стоимость предмета закупки подлежит ежегодному пересмотру. Эти положения должны способствовать решению двух проблем. Во-первых, сложная и длительная процедура государственных закупок иногда фактически блокирует осуществление деятельности заказчиками таких закупок: от отсутствия необходимых материально-технических средств до невозможности заказать определенные услуги от ремонта инженерных систем до поставки бумаги для оргтехники в государственных органах. Во-вторых, невозможность прогнозировать и контролировать экономические процессы, валютные колебания и изменение цен, находящихся в динамике, поэтому действующая ранее норма о пересмотре стоимости закупок каждые 24 месяца делала невозможным проведение оперативной закупки элементарных и необходимых для операционной деятельности товаров, услуг или работ.

Примечательными являются изменения собственно механизма закупок, конечная цель которых – создание прозрачной электронной тендерной процедуры. Во-первых, со стороны заказчика годовой план закупок и изменения к нему подлежат обнародованию на сайте уполномоченного по вопросам закупок органа, вместе с тем отменена норма об отправке годового плана в органы казначейства. Для участников торгов отменяется нагрузка по подготовке полного пакета документов, что дает возможность субъектам участвовать в большем количестве торгов одновременно. Отныне, гарантируя свое соответствие требованиям конкурса, участник обязан предоставлять все необходимые документы только в случае победы. Антикоррупционный характер носит закрепленная обязанность заказчика обнародовать на официальном сайте полную информацию о предложении победителя конкурса и протокола проведения конкурса.

Положительно отметим дифференцированный подход законодателя по предотвращению безосновательного и неконтролируемого обжалования процедуры торгов, при этом закреплено право участника торгов, предложение которого отклонено, обратиться с требованием о предоставлении обоснования несоответствия его предложения условиям конкурса, предоставляется возможность участникам торгов устранять технические недостатки представленных документов и тому подобное. Кстати последнее в отечественных реалиях было одним из основных оснований для коррупционных злоупотреблений – отсутствие подписи, нарушение требований по оформлению документов, при заполнении информации позволяло заказчику отказывать «чужим» участникам конкурса.

Вместе с тем, закон, целью которого определяется предотвращение коррупции в сфере госзакупок, удивляет исключением из перечня оснований, дающих право заказчику отменить торги или признать их несостоявшимися, выявление факта сговора участников, что наоборот создает угрозу злоупотреблений.

Унификация украинского законодательства в соответствии с европейскими стандартами, стремление преодолеть имеющиеся пробелы для коррупционных схем, безусловно, является позитивным. Однако приведение Кабинетом Министров Украины подзаконных актов в соответствии с нормами этого закона и принятие предусмотренных законом порядков требует времени, поэтому объективной оценкой закона станет содержание положений, которые будут заложены в этих документах и реальная практика проведения государственных закупок в новых условиях.

Все новости