Новости

13-10-2015

Госрегистрация прав на недвижимость: разработчики рассказали о согласованных законодательных изменениях

Госрегистрация прав на недвижимость: разработчики рассказали о согласованных законодательных изменениях

Доработанная редакция законопроекта № 2982 имеет несколько принципиальных отличий от первоначальной

Максим Максименко, старший юрист АО «Спенсер и Кауфманн», для ЮРЛИГИ

Принятый в первом чтении законопроект № 2982 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» уже скоро появится в сессионном зале для голосования в целом. Эксперты высоко оценивают шансы принятия, отмечая, при этом, что окончательная редакция будет иметь несколько принципиальных отличий от первоначального варианта.

Перспективы принятия Закона и согласованные изменения его проекта обсуждали на круглом столе, недавно организованном Ассоциацией юристов Украины и Конфедерацией строителей Украины.

По словам начальника управления нормативно-правового обеспечения государственной регистрации Департамента гражданского, финансового законодательства и законодательства по вопросам земельных отношений Минюста Анатолия Лещенко (один из разработчиков проекта, член рабочей группы по его согласованию), банки будут исключены из системы государственной регистрации прав. Соответственно, права быть государственными регистраторами будут лишены и граждане, отвечающие квалификационным требованиям, и состоящие в трудовых отношениях с аккредитованными банками. Напомним, согласно проекту, принятому в первом чтении, банки предполагалось наделить правом осуществлять государственную регистрацию прав.

На наш взгляд, исключение банков и их сотрудников из перечня государственных регистраторов не вполне оправдано, поскольку виды прав, возможных для регистрации, ограничены, и банк в любом случае не получал возможности регистрировать право собственности за собой.

Вторым (на этот раз позитивным) изменением редакции проекта № 2982 можно назвать расширение субъектов регистрации за счет системы органов местного самоуправления. В первоначальном варианте функция государственной регистрации в системе органов местного самоуправления могла быть реализована (при соответствии квалификационным требованиям) только на уровне местных советов городов областного значения. Доработанный вариант проекта расширяет права на любые сельские, поселковые и городские советы.

А вот требования к аккредитации субъектов, представляющих регистрационные услуги, будет устанавливать Кабмин, а не Минюст (как это предполагает проект, принятый за основу). Это, безусловно, усложнит возможность изменения требований и является излишней бюрократизацией процесса.

Еще одним важным изменением редакции проекта можно считать распространение упрощенного порядка регистрации прав (одновременная регистрация права собственности с регистрацией производных прав) на все категории земель. Первоначально упрощенный порядок предполагалось разрешить лишь для земель сельскохозяйственного назначения.

Также в ходе дискуссии была озвучена идея регистрации имущественных прав на объекты инвестирования с целью защиты прав инвесторов строительства. Смысл заключается в том, что после регистрации такого права застройщик будет лишен возможности продать его «повторно». Также невозможно будет распространить на зарегистрированное право обременение, возникшее не по воле обладателя имущественного права позднее регистрации такого права. Впрочем, концепция такого имущественного права, его соотношения с правами вещными (регистрация которых будет осуществляться в соответствии с обсуждаемым законопроектом) не является сформированной.

Все новости