Новости

16-02-2016

Почему статус сквера не защищает территорию от застройки, – комментарий М.Максименко для портала ЮРЛИГА

Почему статус сквера не защищает территорию от застройки?

В последнее время Киевсовет своими решениями активно раздает земельным участкам в столице статус скверов. Иногда о зеленых насаждениях на таких территориях речь не идет – депутаты поясняют решения необходимостью защиты земли от застроек.

Однако предоставление решением Киевского городского совета определенной территории статуса сквера не защищает ее от застройки, считает старший юрист Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн», кандидат юридических наук Максим Максименко, который рассказал ЮРЛИГЕ о проблемах, связанных с правовым регулированием данного вопроса:

«Законодательство Украины предусматривает право граждан на осуществление общего пользования природными ресурсами для удовлетворения жизненно-необходимых требований (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.п.) бесплатно, без закрепления таких ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений (ч. 2 ст. 38 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»).

В то же время законодательство не предусматривает действенных механизмом реализации такого права, в частности, в отношении использования скверов.

Рассмотрим ситуацию на примере города Киева.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием скверов в городе Киеве, в основном, содержится в вышеупомянутом законе, а также Земельном кодексе Украины (далее – ЗК Украины), Законе Украины «О благоустройстве населенных пунктов» (далее – Закон о благоустройстве), Законе Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – Закон о регулировании градостроительной деятельности), Порядке уборки деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2006 г. № 1045 (далее – Порядок № 1045), Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 10.04.2006 г. № 105 (далее – Правила № 105), Правилах благоустройства города Киева, утвержденных решением Киевского городского совета от 25.12.2008 г. № 1051/1051 (далее – Правила 1051/1051) и Порядком уборки зеленых насаждений на территории города Киева, утвержденном решением Киевского городского совета от 27.10.2011 г. № 384/6600 (далее – Порядок № 384/6600).

Правовой режим земельного участка устанавливается исходя из градостроительной (ст.ст. 17-19, 24 Закона о регулировании градостроительной деятельности) и землеустроительной документации (ст.ст. 19, 20 ЗК Украины, абз. 14 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О землеустройстве»).

Согласно определению земель жилой и общественной застройки и земель рекреационного назначения, приведенным в ч. 1 ст. 38, ст.ст. 50, 51 ЗК Украины, скверы одновременно попадают в указанные категории земель.

Согласно требованиям к землям рекреационного назначения на последних запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать их использованию по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель (ч. 3 ст. 52 ЗК Украины). В свою очередь использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, прочей градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства з соблюдением строительных норм, государственных стандартов и правил (ч. 1 ст. 39 ЗК Украины).

Исходя из положений градостроительного законодательства, только план зонирования или детальный план конкретной территории могут содержать обязательные требования относительно использования определенного земельного участка, в том числе и сквера (ч.ч. 3, 4 ст. 24 Закона о регулировании градостроительной деятельности).

Отсутствие утвержденных Киевским городским советом планов зонирования или детальных планов территории (что является ситуацией, характеризующей настоящий момент) создает пробел в правовом режиме скверов и особенностях их использования.

Вопреки мнению Киевского городского совета, отображенному в решениях о предоставлении земельным участкам статуса скверов, скверы не являются объектами природно-заповедного фонда (ст. 3 Закона Украины «О природно-заповедном фонде»), и, соответственно, к их использованию не применимы ограничения, предусмотренные указанным законом.

Объектом, напрямую влияющим на возможность использования земельного участка – сквера, являются зеленые насаждения (п. 2.1 Правил № 105).

В свою очередь, законодательство Украины предусматривает возможность уборки зеленых насаждений (в том числе и на земельных участках со «статусом» скверов) собственниками и пользователями земельных участков на основании подачи уведомления, регистрации или получения документов, предоставляющих право на осуществление строительных работ (ч. 3 ст. 28 Закона о благоустройстве, ст. 34 Закона о регулировании градостроительной деятельности, п. 3 Порядка № 1045, п. 9.1.4 Правил 1051/1051, п. 15.1 Порядка № 384/6600) для возведения объектов строительства. В таком случае, по общему правилу, должна осуществляться выплата восстановительной стоимости таких насаждений, хотя существует достаточно широкий перечень исключений из указанной обязанности.

Запрет на удаление зеленых насаждений в скверах, предусмотренный Законом Украины «О моратории на уборку зеленых насаждений на отдельных объектах благоустройства зеленого хозяйства города Киева» прекратил свое действие 06.01.2016 года (ч. 1 ст. 2 указанного закона).

Законодательство устанавливает запрет на передачу земельных участков скверов, отнесенных к землям коммунальной собственности – общего пользования населенных пунктов (п. «а» ч. 4 ст. 83 ЗК Украины), в частную собственность.

Однако, поскольку, аренда земельных участков скверов физическими и юридическими лицами допускается, они могут производить уборку зеленых насаждений на таких участков при выполнении строительных работ».

Все новости