Новости

19-02-2016

Положения законопроекта №4056 направлены на исключение ответственности государства за понесенные собственником активов убытки, — Ю.Петренко

Один из «визовых» законопроектов, касающийся расширения полномочий Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, проанализировал для «Юридической практики» Юрий Петренко, партнер адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн».

«Проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению рекомендаций, содержащихся в шестом докладе Европейской комиссии о выполнении Украиной Плана действий по либерализации с Европейским Союзом визового режима для Украины относительно усовершенствования принципов деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» №4056, который был принят парламентом в первом чтении 16 февраля с.г., предлагается внести ряд изменений, в том числе, в Закон Украины «Об Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений».

Большинство изменений носят уточняющий характер. Вместе с тем, следует обратить внимание на некоторые из них.

Действующая редакция упомянутого Закона Украины предусматривает, что Национальное агентство осуществляет управление активами, на которые наложен арест в уголовном производстве, путем: а) принятия Национальным агентством активов на хранения с последующей передачей их по результатам конкурса на основании договора юридическому лицу или физическому лицу-предпринимателю, если суд признает, что они не могут быть оставлены в пользовании подозреваемого или иного владельца имущества; б) осуществления контроля сохранности активов. И только в случая установления опасности потери активов их стоимости Национальное агентство имеет право инициировать вопрос о даче разрешения на реализацию таких активов.

Законопроектом же предлагается предоставить Национальному агентству полномочия осуществлять управление активами, на которые наложен арест в уголовном производстве, путем: а) реализации соответствующих активов, их технологической переработки;

б) передачи их в управление на основании договора управления.

Реализацию имущества предлагается проводить в случаях, если:

а) хранение имущества, в том числе в виде предметов или больших партий товаров, из-за громоздкости или по другим причинам невозможно без лишних трудностей;

б) расходы по обеспечению специальных условий хранения имущества или управление им соизмеримы с его стоимостью;

в) имущество быстро теряет свою стоимость, а также имущество в виде товаров или продукции, подвергающихся быстрой порче.

То есть, любой актив, на который в уголовном производстве наложен арест, предлагается изымать из владения лиц, передавать их в управление третьим лицам на основании соответствующего договора управления между этими третьими лицами и Национальным агентством или реализовывать их.

При этом, в законопроекте не даны определения таким понятиям, как «большая партия товара», «громоздкость». То есть, в данном случае отсутствует правовая определенность, устанавливающая конкретные рамки, что даст возможность органам государственной власти произвольно толковать вышеуказанные понятия и осуществлять реализацию активов в практически любых случаях.

Кроме того, законопроектом исключается норма о том, что государство несет ответственность за утрату (недостачу) или повреждение активов, принятых на хранение Национальным агентством, независимо от его вины.

То есть, в случае отмены ареста в уголовном производстве и утраты или недостачи активов, что очень часто происходит на сегодняшний день, собственник этих активов будет стоять перед сложным выбором к кому предъявить претензии о возмещении убытков в виде стоимости утраченного или недостающего имущества.

Таким образом, положения законопроекта направлены на исключение ответственности государства за понесенные собственником активов убытки в случаях их утраты, недостачи, повреждения, и в то же время – на расширение полномочий государства в сфере владения, пользования, распоряжения имуществом, сособственником которого оно не является. При этом, в законопроекте отсутствуют положения, которые предусматривали бы возможность собственника активов влиять на процесс управления принадлежащими ему активами. Поэтому у него будет только один механизм влияния на дальнейшую судьбу своих активов – обращаться в суд».

Все новости