Новости

19-09-2016

Антимонопольный комплаенс: каким он должен быть в Украине рассказали юристы “Спенсер и Кауфманн”

Татьяна Харебава, советник, руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и антимонопольного права АО «Спенсер и Кауфманн», Вероника ЗБРИЗКАЯ, юрист практики интеллектуальной собственности, IT и антимонопольного права АО «Спенсер и Кауфманн», специально для «Юрист & Закон»

Украинские компании, которым преимущественно неизвестен термин антимонопольный комплаенс, со временем безусловно поймут преимущества его внедрения в собственном бизнесе и соблюдения соответствующих программ. Ведь это позволит минимизировать их риски и не допустить нарушения антимонопольного законодательства как компанией, так и ее работниками, а в случае имеющегося нарушения – провести внутреннее расследование и устранить его последствия. То есть, антимонопольный комплаенс станет своеобразной защитой компании в отношениях с государственными органами. Кроме прочего, этим путем сегодня идет весь мир. Что это за институт, а также каким он должен быть в Украине?

За границей…

В США (страна, где собственно возник комплаенс) и Великобритании этому институту посвящены отдельные нормы законов «О коррупции за рубежом» (FCPA, 1977 г.) И «О взяточничестве» (UK Bribery Act 2010 г.).

Под антимонопольным комплаенсом там понимают комплекс принципов, правил, стимулов, санкций и других внутренних мер компании, направленных  на соблюдение антимонопольного законодательства ее руководством и сотрудниками, а также мониторинг и недопущение нарушений внутри компании, их выявление и расследование.

Ключевыми составляющими института считается разработка и внедрение топ-менеджерами компании письменных правил минимизации и недопущения нарушения антимонопольного права; проведение регулярных тренингов с сотрудниками, которые работают с клиентами, конкурентами и поставщиками; осуществление постоянной оценки эффективности программы и мониторинга актуальных тенденций, а также анализ имеющихся и потенциальных рисков для компании.

На практике наличие у компании антимонопольного комплаенса в Великобритании, Франции и Италии при выявлении нарушений является смягчающим обстоятельством и основанием для уменьшения штрафа на сумму от 10% до 15%.

Рекомендации для типовых программ, а также алгоритмы внедрения антимонопольного комплаенс в компаниях довольно часто можно встретить в разъяснениях государственных регуляторов, информационных бюллетенях международных бизнес-ассоциаций, глобальных программах транснациональных корпораций.

Так, простой и в то же время эффективный алгоритм был предложен в Методических рекомендациях Управления добросовестной конкуренции Великобритании (OFT), который, в частности, предусматривает четыре основных шага в заданном направлении: выявление и анализ рисков нарушения конкурентного законодательства; оценка рисков; определение ресурсов предупреждения нарушений, а также контроль и мониторинг.

Международная Торговая Палата (ICC) также не осталась в стороне в этом вопросе и в 2013 г. Издала практическое пособие по антимонопольному комплаенс, которое содержит более детальный алгоритм:

1) внедрение культуры и политики антимонопольного комплаенс (признание компанией имеющихся и потенциальных рисков, определение стратегии, поддержка топ-менеджментом компании деловой этики в этой сфере);

2) организация и назначение работников, ответственных за антимонопольный комплаенс (определение ответственного лица за контроль реализации программы; налаживание диалога между ответственным лицом и руководством компании, привлечение специалистов для разработки внутренних правил и инструкций);

3) выявление и оценка имеющихся рисков (определение путей и ресурсов управления, минимизация и устранение выявленных рисков и отчетности перед руководством);

4) разработка собственной программы антимонопольного комплаенс в соответствии с особенностями рисков и потребностями компании, а также обучение и повышение квалификации персонала в данной сфере;

5) разработка алгоритма действий по работе с сообщениями о нарушении конкурентного законодательства и внедрение эффективного реагирования/отчетности на такие сообщения;

6) проведение внутренних расследований/проверок и применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям политики компании;

7) «антимонопольная сертификация» и стимулирование сотрудников (проверка работников на предмет знания предписаний комплаенс программы и поощрение);

8) внедрение системы постоянного мониторинга и совершенствования программы антимонопольного комплаенс компании.

… И в Украине

Однако украинское законодательство в данной сфере, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. Понятия «антимонопольный комплаенс» и «антимонопольный комплаенс-риск» украинскому законодательству вообще неизвестны и никаких разъяснений со стороны АМКУ также пока нет.

Лишь Закон Украины «О предотвращении коррупции» устанавливает перечень случаев, когда введение антикоррупционной программы юридического лица является обязательным, а также определяет основные требования к такой программе. А ряд постановлений Правления НБУ (от 28.03.2007 №98, от 29.12.2014 №867, от 26.06.2015 №417) содержат определения терминов «комплаенс» и «комплаенс-риск».

Учитывая мировой опыт, можно предложить закрепить на законодательном уровне такие ключевые определения:

– антимонопольный комплаенс-риск – потенциальная угроза юридических санкций, финансовых убытков или потери деловой репутации в результате нарушения субъектом хозяйствования антимонопольного законодательства;

– антимонопольный комплаенс – комплекс принципов, правил, стимулов, санкций и других внутренних мероприятий предприятия, направленных на соблюдение им антимонопольного законодательства, предупреждения и недопущения антимонопольных комплаенс-рисков.

Основываясь на этих определениях, АМКУ имел бы возможность разработать практические рекомендации по программам антимонопольного комплаенс, которые служили образцом для малых и средних украинских компаний и содержали бы подробный алгоритм внедрения и составляющие элементы программы антимонопольного комплаенс.

Исходя из вышесказанного, алгоритм внедрения и соблюдения антимонопольного комплаенс компанией условно можно свести к следующему:

1) оценка имеющихся и потенциальных комплаенс-рисков компании;

2) разработка программы  или инструкции антимонопольного комплаенс;

3) тренинг работников по антимонопольному законодательству и налаживание связи между руководством/ответственным лицом и сотрудниками;

4) проверка и реагирование на выявленные нарушения, а также текущий мониторинг комплаенс-рисков компании.

Как и в других странах, в Украине было бы целесообразным также закрепить положение о смягчении ответственности путем снижения размера штрафных санкций при наличии программы комплаенс  или освобождение от ответственности компании в случае доказательства вины отдельного сотрудника – в случае принятия компанией всех необходимых превентивных мер.

Все новости