Новости

20-10-2016

Модель с привлечением к страховой медицине частных страховых компаний представляется вполне жизнеспособной, – партнер АО «Спенсер и Кауфманн»

Сегодня должны состояться очередные консультации, посвященные возможным сценариям дальнейшего финансирования украинской медицины. Один из них (проект закона № 4981 от 14.07.2016) был рекомендован профильным комитетом ВР для принятия за основу.

Документ предполагает, что отчисления на обязательное медстрахование будут осуществлять работодатели. Размер страхового взноса будет ежегодно утверждаться Верховной радой. Бюджет предполагается формировать на счетах банков. Контролировать их использование будет Уполномоченный орган. Договор о предоставлении страховых услуг плательщику сбора предстоит подписывать с частной страховой компанией, которая затем будет оплачивать лечение пациента.

Что принесет Украине обязательное медстрахование, – Forbes интересовался у партнера Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн» Татьяны Данильцевой.

«Этот вариант позволит рассредоточить денежные средства, полученные от плательщиков (работодателей, частных предпринимателей и органов местного самоуправления) между частными и государственными учреждениями», – отметила Т.Данильцева.

По ее словам, такая модель, по сравнению с остальными, имеет определенные преимущества. Прежде всего, она является более конкурентной для рынка, так как предусматривает множество покупателей (плательщики) и продавцов (медицинских и страховых услуг), в то время как в иных моделях, по сути, только один субъект (фонд или государственный орган) принимает решение о покупке тех или иных медицинских услуг и финансировании того или иного учреждения здравоохранения.

«Во-вторых, наличие одного-единственного покупателя является основанием для появления коррупционной составляющей, поскольку каждый продавец услуг всеми возможными, в том числе незаконными, способами будет бороться за одного единственного покупателя. Таким образом, нет гарантий того, что, в конечном счете, будет выбран лучший провайдер медицинских услуг», – подчеркивает Данильцева.

История государства уже неоднократно продемонстрировала, что концентрация денежных средств в одних руках приводит к формированию устойчивых коррупционных схем. Поэтому модель с привлечением к социальной страховой медицине частных страховых компаний представляется вполне жизнеспособной.  Правда, она же и несет в себе ряд рисков.

Так, например, в случае неплатежеспособности страховой компании или банка, в котором размещены средства страховых резервов, пациенты де-факто останутся незащищенными. «Для устранения этого риска законопроектом № 4981 предусмотрено создание Фонда гарантирования общеобязательного социального медицинского страхования. Однако, как показывает практика того же ОСАГО, в случае неплатежеспособности страховщика его клиентам приходится годами ждать своих выплат из фондов Моторного транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ), что для медицинского страхования и надлежащего функционирования системы здравоохранения в целом является неприемлемым», – подчеркивает Татьяна Данильцева.

Тем не менее, по ее словам, при прозрачном и тщательном нормативном регулировании риски рассматриваемой модели могут быть сведены к минимуму. Для этого следует на законодательном уровне утвердить перечень и объем предоставляемых медицинских услуг, условия договора страхования (включая перечень исключений), специальные требования к страховым компаниям (в том числе, наличие ассистанса), требования к активам, в которых будут размещаться деньги страховых резервов обязательного медицинского страхования и т.д.

«А что касается проблемы очередного фонда гарантирования, то опыт работы того же ФГВ или МТСБУ дает возможность законодателю сделать выводы из собственных ошибок и усовершенствовать функционирование системы гарантирования выплат», – резюмирует Татьяна Данильцева.

Все новости