Новости

03-02-2017

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2017: эксперты Spenser & Kauffmann рассказали, какие изменения ждут бизнес

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2017: эксперты Spenser & Kauffmann рассказали, какие изменения ждут бизнес

Анастасия Глущенко, менеджер по маркетингу Spenser & Kauffmann

Последние изменения Налогового кодекса, которые по «доброй» традиции в нашей стране законодатели принимают под Новый год, определенно прибавили хлопот бизнесу. Читая пояснения авторов законодательной инициативы о целях и ожидаемых последствиях, хочется верить, что хлопоты эти станут приятными. Впрочем, не все из новелл заработают на практике, а часть из них наверняка будет использована против налогоплательщика.

Представляя экспертов мероприятия, управляющий партнер «Spenser & Kauffmann» Валентин Загария особое внимание обратил на специализацию практик компании налоговых споров и налогового консалтинга, которая позволяет углублять экспертность и повышать качество услуг.

Разграничение полномочий

Ключевые нормы Закона Украины от 21.12.2016 № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине», который называют налоговой реформой 2017 года, стали предметом детального анализа во время специализированного семинара, организованного Адвокатским объединением «Спенсер и Кауфманн» для корпоративных юристов и бухгалтеров.

Одной из главных идей реформы было размежевание на законодательном уровне функций и полномочий Минфина с контролирующими органами. Как заметила Татьяна Данильцева, партнер АО «Спенсер и Кауфманн», руководитель практики страхового права и налоговых споров, целью таких изменений было упреждение возможных злоупотреблений со стороны налоговых органов.

Теперь нормотворчеством (подготовкой нормативно-правовых актов) будет заниматься исключительно министерство. А Государственная фискальная служба лишена возможности устанавливать нормы поведения для налогоплательщиков (хотя полностью исключать возможность ее влияния все же не стоит). В рамках реализации налоговой реформы Минфину предстоит в ближайшее время разработать и утвердить ряд важных актов, среди которых Порядок функционирования электронного кабинета и критерии оценки степени риска для приостановления регистрации налоговых накладных, порядок работы комиссии ГФС и многие другие.

Также разграничены функции контроля и сервиса в системе органов ГФС – между региональными (межрегиональными) органами и налоговыми инспекциями. Последние должны заниматься сервисным обслуживанием налогоплательщиков, регистрацией и ведением учета налогоплательщиков и плательщиков ЕСВ, формированием и ведением Государственного реестра физлиц-налогоплательщиков и Единого банка данных о налогоплательщиках-юрлицах, а также давать индивидуальные устные налоговые консультации. Проверки отныне – исключительная компетенция региональных органов ГФС.

Впрочем, на практике размежевать функции между органами ГФС, оказалось не так просто. Проблема заключается в неоднозначности статуса налоговых инспекций, на что еще на этапе законопроекта указывало Главное научно-экспертное управление ВРУ. Неоднозначность заключается в отсутствии конкретного понимая того, относятся ли налоговые инспекции к контролирующим органам либо имеют отдельный статус и, как следствие, имеют ли они полномочия контролирующего органа. Пока что единого понимания нет даже в самих инспекциях.

Общение – к минимуму

Позитивного эффекта можно ожидать в связи с предполагаемым появлением в скором времени полноценного электронного кабинета. Предположительно до июля 2017 года должно быть готово соответствующее программное обеспечение, после чего будет запущен сам кабинет. В любом случае, кабинеты должны появится у налогоплательщиков не позже 1 января 2018 года.

Предусматривается, что налогоплательщик становится пользователем электронного кабинета после прохождения онлайн идентификации с использованием электронной цифровой подписи. Требовать осуществления каких-либо иных действий для идентификации прямо запрещено, а единственным основанием для отказа в прохождении идентификации называется недействительность ЭЦП. Работать кабинет будет ежедневно и круглосуточно, за исключением времени, необходимого для технического обслуживания. Причем такое обслуживание не может проводиться с 8:00 до 20:00, а также в день, на который выпадает граничный срок подачи налоговых деклараций.

Т.Данильцева особо отметила, что возможности кабинета позволят налогоплательщику реализовать большинство предусмотренных НКУ прав и обязанностей, сведя к минимуму все контакты с чиновниками. В частности, речь идет об автоматическом определении обязательных для заполнения и подачи форм отчетности, управлении суммами переплат, информировании о проведении проверки и получении акта (справки) о ее результатах, подаче документов в рамках административного обжалования.

При этом налогоплательщик, избравший электронную форму взаимодействия с контролирующим органом, будет иметь право подавать документы в бумажном виде только в случае возникновения технических проблем в работе электронного кабинета (наличие ошибки должно быть подтверждено методологом кабинета или судом), а контролирующим органам запрещено в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов.

Приостановление регистрации налоговых накладных

Также Т. Данильцева остановилась на некоторых новшествах администрирования НДС. По ее мнению, «пальму первенства» среди всех новаций в Налоговом кодексе стоит отдать внедрению процедуры приостановления регистрации налоговых накладных. Согласно новой норме (п. 201.16 НКУ) регистрация в ЕРНН налоговой накладной и расчета корректировки может быть остановлена в порядке, определенном Кабмином, в случае соответствия такой накладной совокупности критериев оценки степени риска, которые будут разработаны Минфином.

В НКУ предусмотрено, что мониторинг накладных будет осуществляться автоматизировано. В случае остановки налогоплательщикам (продавцу и покупателю) будет автоматически направлена квитанция с указанием причины (критерия (-ев) риска), а также предложением предоставить пояснения и/или копии документов, достаточные для регистрации такой накладной. Исчерпывающий перечень документов также будет утверждаться Минфином. Пояснения и документы можно будет подать по месту учета на протяжении 365 дней, откуда они будут направлены в ГФСУ, где в течение 5 дней должно быть принято решение о регистрации накладной, либо об отказе в такой регистрации. Основания для принятия таких решений установит Кабмин.

Госпожа Данильцева отдельно обратила внимание на то, что Кодексом не предусмотрены последствия на случай непринятия ГФСУ решения в течение указанного 5-дневного срока, что дает возможность налоговым органам затягивать процесс рассмотрения.

Если же по итогам рассмотрения будет принято решение об отказе в регистрации, то оно может быть обжаловано в административном порядке. Однако и тут введенные новшества дают повод для дискуссии. Все дело в том, что жалоба на решение ГФСУ об отказе в регистрации налоговой накладной подается снова таки в ГФСУ. То есть ГФСУ будет рассматривать жалобу на свое же решение. Справедливости ради, стоит отметить, что рассмотрение жалобы будет происходить при участии представителя Минфина, а порядок рассмотрения будет утвержден Кабмином. Учитывая сложившуюся ситуацию, Т. Данильцева отметила важность наделения представителя Минфина полномочиями, которые позволят ему реально влиять на принятие решения, поскольку в противном случае, смысл такого обжалования приближается к нулю и тогда налогоплательщику остается уповать только на суд.

Эксперт отметила и еще один недостаток правового регулирования, заключающийся в том, что в НКУ должным образом не определен момент прекращения приостановления регистрации. Так, у налогоплательщика в случае приостановления регистрации накладной, есть 365 календарный дней для предоставления пояснений/документов. Следовательно, на протяжении указанного срока регистрация считается приостановленной. Однако НКУ не дает ответа на вопрос, что происходит по окончании такого срока, если налогоплательщик, например, не подал документы. Более того НКУ говорит о том, что 365-дневный срок для регистрации прерывается на период приостановления регистрации и возобновляется со дня прекращения процедуры приостановления регистрации в соответствии с пп. 201.16.4 НКУ, которым предусмотрено, что налоговая накладная, регистрация которой была приостановлена, регистрируется в день принятия решения о регистрации или вступления в законную силу решения суда о регистрации. Таким образом, прекращение процедуры приостановления НКУ связывает исключительно с принятием решения о регистрации (в административном или судебном порядке). Если же документы налогоплательщиком не поданы или же принято решение об отказе в регистрации, то, формально получается, что решение о регистрации не может быть принято, а, следовательно, и процедура приостановления не прекратится.

Процедура приостановления регистрации должна стартовать уже 1 апреля, однако сначала только в тестовом режиме, который продлится до 1 июля, с которого блокировка заработает в полноценном режиме. При этом в период работы в тестовом режиме фактическая блокировка осуществляться не будет.

Ложкой меда в вопросе приостановления регистрации накладных должно стать другое нововведение, предусматривающее, что зарегистрированная накладная является для покупателя достаточным основанием для начисления налогового кредита и не требует какого-либо другого подтверждения. Фактически это положение выводит из-под налоговых проверок вопрос правомерности использования налогового кредита, сформированного на основании накладных, зарегистрированных после 01 июля 2017. Смогут ли такие положения воплотиться в жизнь – покажет время.

Бюджетное возмещение

Не остались без внимания и изменения в сфере бюджетного возмещения НДС. Изменениями предусмотрено создание одного реестра заявлений на бюджетное возмещение, который формируется путем объединения в хронологическом порядке заявлений из двух реестров, существовавших в 2016 году. Граничным сроком формирования Единого реестра было 10 января и, по словам Кабмина, такой Реестр уже сформирован.

Однако, по сути, реестров, как и раньше, останется два, поскольку Переходными положениями НКУ предусмотрено формирование еще одного реестра – Временного реестра. Он будет составлен в хронологическом порядке из заявлений, поданных до 01.02.2016 года и, соответственно не попавших в реестры, которые велись в 2016 году, при условии, что бюджетное возмещение по таким заявлениям не выплачено по состоянию на 01 января 2017 года.

Распределение средств между реестрами отдано на откуп Кабмину.

Главным ожиданием налогоплательщиков от изменений была, конечно же, автоматизация процесса, которая не позволила бы налоговым органам вмешиваться в процесс возмещения в «ручном» режиме. Ведь, как известно, одной из наибольших загвоздок в получение бюджетного возмещения было не предоставление налоговыми органами казначейству заключений о сумме, которая подлежит возмещению.

После внесения изменений в НКУ, необходимость получения заключения налогового органа отсутствует. Более того, прямо предусмотрен перечь конкретных событий, с наступлением которых сумма бюджетного возмещения считается согласованной.

Т. Данильцева отметила, что о полной автоматизации процесса бюджетного возмещения говорить пока рано, поскольку у налоговых органов остаются некоторые рычаги влияния.

Кодексом прямо предусмотрено, что в случае наступления некоторых из событий, с которыми связано согласование суммы бюджетного возмещения, информация о согласовании и сумме возмещения отображается в Реестре контролирующим органом.

Таким образом, налоговые органы, как и раньше, могут затягивать процесс получения бюджетного возмещения. Однако если раньше это осуществлялось путем не предоставления заключения, то теперь это может происходить путем невнесения информации в Реестр.

Электронное администрирование

На новых положениях в части взимания налога на прибыль, НДФЛ и НДС во время выступления рассказала советник, руководитель налоговой практики Spenser & Kauffmann Марина Томаш.

По ее мнению, систему электронного администрирования все-таки немного улучшили. Для предприятий, которые реорганизовываются путем слияния, присоединения, преобразования, сумма регистрационного лимита передается правопреемнику. Если же предприятие осуществляет выделение, то сумма регистрационного лимита также делится и передается в соответствии с долями полученного имущества.

Теперь все расчеты по НДС осуществляются только с электронного счета (п.200-2). Но налоговые обязательства и налоговый долг по НДС, возникшие до 1 июля 2015 года, а также обязательства и долги по другим налогам могут быть перечислены только с текущего счета плательщика (п.87.1).

Расчеты по уточняющим отчетам также будут вестись только с электронного счета НДС. И если по результатам поданных деклараций и «уточненок» суммы налоговых обязательств превышают составленные накладные, при этом регистрационного лимита недостаточно для регистрации необходимых накладных, то плательщик имеет право зарегистрировать на сумму, которая определяется по формуле в п.2001.9, независимо от самого размера регистрационного лимита. Предполагаем, что в систему электронного администрирования НДС будут внесены соответствующие изменения, отражающие результат расчета нового лимита.

Если плательщик имеет на счету СЭА денежные средства, превышающие сумму к оплате согласно декларации, с 01.01.2017 эти деньги по заявлению могут вернуть исключительно на текущий счет плательщика (п.2001.6).

Также плательщик может подать заявление на возврат лишних денежных средств (переплаты) из бюджета. Согласно принятым изменениям переплата перечисляется на электронный НДС-счет, если с него были уплачены такие денежные средства, а при его отсутствии, переплата вернется на текущий счет (43.41). Таким образом, плательщику придется подавать два заявления в случае желания получить переплату на расчетный счет.

Еще одним приятным моментом стали изменение сроков регистрации накладных и корректировок: налоговые накладные, составленные в первой половине месяца, регистрируются до конца месяца, накладные второй половины месяца – до 15 числа следующего месяца.

В связи с внедрением процедуры остановки регистрации налоговых накладных, немаловажным положительным изменением стало то, что с 1 июля достаточным основанием для включения в налоговый кредит будет регистрация налоговой накладной в ЕРПН, и дополнительных подтверждений уже не потребуется.

Корректировка по необоротным активам

По основным средствам и нематериальным активам добавлено несколько налоговых разниц, отметила М. Томаш. Так, в случае ликвидации или продажи непроизводственного ОС/нематериального актива общий финансовый результат теперь будет увеличиваться на остаточную стоимость ОС, и уменьшаться на его первоначальную стоимость, в сумме, не превышающей выручку от такого ОС.

Также появилась корректировка общего финансового результата на сумму расходов на ремонт и другие улучшения непроизводственных ОС и нематериальных активов.

Кроме этого, финрезультат уменьшается на сумму дооценки в пределах ранее отнесенных бухгалтерских расходов по уценке ОС и НМА. Но для расчета налоговой амортизации определяется стоимость активов без учета их переоценки.

Как и ранее, непроизводственные основные средства (расходы на приобретение, изготовление и ремонт) не подлежат амортизации для целей налогового учета. При этом с 2017 года к корректировкам финансового результата были добавлены и непроизводственные нематериальные активы, которые также не должны использоваться в хоздеятельности.

Учитывая общую идею Минфина о «сближении налогового и бухгалтерского учета», введение разделения на хозяйственную и нехозяйственную деятельность противоречит стандартам П(С)БО и МСФО, так как данные стандарты не предусматривают такого разделения, в частности относительно ОС. Тем не менее, принята очередная дополнительная нагрузка на бизнес, которая увеличивает и время и ресурсы.

Ускоренная амортизация

Приятным моментом в Переходных положениях НК стало предложение использовать ускоренную прямолинейную амортизацию основных средств 4 группы (машины и оборудование), купленных после 01.01.2017. Минимальный срок использования для расчета – 2 года (вместо 5 лет) – возможен, если одновременно выполняются следующие условия: ОС ранее не использовались и не вводились в эксплуатацию в Украине, введены в эксплуатацию на протяжении 2017 – 2018, используются в собственной деятельности, не продаются и не сдаются в аренду (исключение: аренда как основной вид деятельности).

При несоблюдении этих условий плательщик обязан увеличить финрезультат на начисленную таким методом амортизацию и уменьшить на амортизацию стандартным методом. Если по внешнему виду можно определить факт использования оборотного средства, то за фактом введения в эксплуатацию до приобретения проследить может быть сложно.

Корректировки прошлых лет

Новой нормой в Переходных положениях предусмотрено, что суммы доходов или расходов, которые участвовали в определении объекта налогообложения до 1 января 2015 года и были учтены после этой даты, не подлежат повторному включению, вследствие чего финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму таких доходов и увеличивается на сумму таких расходов (п.42 подраздела 4 Раздела ХХ).

Такое дополнение, по мнению М.Томаш, является вполне логичным ввиду возможного задвоения из-за различий налогового и бухгалтерского учета. Тем не менее, механизм проведения такой корректировки отсутствует. Доходы или расходы, вошедшие в налоговый учет 2014 года или ранее, в бухгалтерский учет могли попасть как в 2015, так и в 2016 году. Но поскольку норма вступила в силу только в 2017, законодатели не уточнили, как провести корректировку, если доходы/расходы были задвоены в 2015 году, и влияет ли эта норма на результаты 2016 года. Из-за разночтения могут возникнуть противоречия с налоговыми органами. Правда, за нарушения расчета налога на прибыль по результатам деятельности за 2015 год штрафы не применяются (п.31 подраздел 10 Раздела ХХ), но вот пени за этот период можно и не избежать. Кстати, новыми нормами предусмотрено уменьшение размера пени, и теперь они приравниваются к 100% учетной ставки НБУ.

Эксперт отметила, что корректировок по налогу на прибыль изменено и добавлено довольно много. Помимо вышеперечисленных, появляются новые корректировки по обеспечению будущих расходов, безвозвратной финансовой помощи, суммы штрафов, пени и неустоек (в пользу неплательщиков налога на прибыль).

Предлагаются также новые (старые) налоговые каникулы для предприятий с доходом до 3 млн грн и выплатой зарплаты более двух МЗП. И несмотря на это все, в переходных положениях Закона №1797 Кабмину поручено до 1 июля 2017 года разработать и внести проект в Верховную Раду о внедрении налога на выведенный капитал. Поэтому привыкать к новациям налога на прибыль, скорее всего, придется ненадолго.

***

В целом семинар подтвердил актуальность и заинтересованность бизнеса в вопросах практической реализации изменений в НК. По крайней мере, свободных мест в зале, рассчитанном на 60 человек, не было. Кроме того, в ходе трехчасового мероприятия раскрыть все аспекты налоговой реформы конечно не удалось. Поэтому в ближайшее время вполне можно ожидать продолжения.

Все новости