Новости

15-02-2017

Ашан Украина или Golova Agency: «обиженная» сторона должна инициировать процесс, – советник АО «Спенсер и Кауфманн»

Ашан Украина или Golova Agency: «обиженная» сторона должна инициировать процесс, – советник АО «Спенсер и Кауфманн»

Громкая и дерзкая кампания от имени сети супермаркетов Ашан осенью прошлого года до сих пор не примирила стороны и не привела к полной ясности о распределении ролей в этой необычной для нашего рынка постановке.

Перспективы дела для всех сторон скандала изданию Marketing Media Review поясняла советник АО «Спенсер и Кауфманн» Татьяна Харебава:

– Такие маркетинговые кампании могут нарушать как права интеллектуальной собственности, так и законодательство о защите от недобросовестной конкуренции. В частности, Ашан, без ведома которого запустили такую «акцию» и чьи хорошо известные торговые марки были использованы в ней, может обратиться к «затейнику» Golova Agency с претензией о незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности, а также о нанесении ущерба его деловой репутации. Если пиар-агентство не согласится урегулировать ситуацию полюбовно, Ашан может обратиться в хозяйственный суд. В рамках такого иска Ашан имеет право требовать как возмещения причиненных убытков, так и публичных извинений от Golova Agency.

В то же время, отсутствие со стороны Ашана претензий к распространителю такой «вирусной» рекламы или несвоевременное опровержение такой кампании может расцениваться его конкурентами как «нечестные» методы ведения бизнеса. В таком случае «обиженные» конкуренты (АТБ, Метро, Сильпо, Велика Кишеня,Good Wine, Фора, Билла) могут пожаловаться в Антимонопольный комитет Украины на недобросовестную конкуренцию со стороны Ашан и/или его «пиарщика».

Но прежде всего нужно установить, кто был инициатором этой вирусной информационной кампании: Golova Agency или Ашан. Если будет доказано, что инициатором выступил Ашан, то конкуренты могут пожаловаться на недобросовестную конкуренцию с его стороны, которая проявляется в таких запрещенных законом действиях как недобросовестная и сравнительная реклама, а также дискредитация субъекта хозяйствования. При этом, согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» санкции за такие действия — пресечение недобросовестной конкуренции; официальное опровержение за счет нарушителя распространенных им сведений; наложения штрафов (до пяти процентов от годового дохода предприятия, а если такого нет, то до 170 тыс. гривен).

Если все же выяснится, что Ашан не замешан и Golova Agency действовало самостоятельно, то, как заказчик рекламы, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав третьих лиц (АТБ, Метро, Сильпо, Велика Кишеня, Good Wine, Фора, Билла) при изготовлении рекламы. Законом Украины «О рекламе» за такие действия предусмотрен штраф в размере пятикратной стоимости изготовления рекламы, а в случае невозможности установления стоимости рекламы накладывается штраф в размере 5100 грн.

Тем не менее, ни одна из описанных мер ответственности не может быть применена автоматически. В любом случае необходимо, чтобы «обиженная» сторона инициировала процесс.

Следует отметить, что на практике компании, против которых была запущена недобросовестная рекламная акция, стараются урегулировать ситуацию с «обидчиком» самостоятельно, например, отправляя «маркетинговые» колкости в ответ конкуренту. Тогда как применение юридических механизмов может свидетельствовать о серьезности проблемы и действительно негативных последствиях «неудачной» рекламной кампании.

Все новости