Новости

05-04-2017

Исполнительное производство «по-новому»: грядет информационная революция? (статья советника АО “Спенсер и Кауфманн” для УНИАН)

Исполнительное производство «по-новому»: грядет информационная революция?

Алексей Соломко, советник АО «Спенсер и Кауфманн», специально для УНИАН

Уже не за горами то время, когда наложение ареста на денежные средства должника будет длиться считанные секунды. Исполнителю достаточно нажать несколько клавиш на своем рабочем компьютере и после этого остановить процедуру можно будет только в судебном порядке. Такие новеллы предусмотрены в президентском законопроекте №6232 о внесении изменений в ХПК, ГПК, КАС и другие законодательные акты.

В отличие от предыдущей реформы 2016 года, которая ввела в Украине институт частного исполнителя, сегодня предлагается изменить саму суть процесса принудительного исполнения решений, а потому, без преувеличения, можно говорить об информационной революции в исполнительном производстве.

Согласно действующему законодательству, процесс наложения ареста на денежные средства должника осуществляется тремя субъектами: исполнителем, который выносит постановление о наложении ареста, лицом, доставляющим это постановление в учреждение банка и работником банка, который принимает решение о допустимости принятия такого постановления к исполнению. Понятно, что такое количество участников для одного действия, на практике не в лучшую сторону сказывается на своевременности наложения ареста. Часто на счете денежных средств уже нет. Или в принятии постановления к исполнению могут отказать по формальным причинам. По оценкам экспертов, именно поэтому от 30% до 50% постановлений исполнителей о наложении ареста на денежные средства остаются нереализованными.

Но предлагаемая проектом №6232 система автоматизированного ареста средств должна значительно ускорить эти процессы. Впрочем, возможность автоматизированного наложения ареста почему-то решили предоставлять только государственным исполнителям. Другим остается только надеяться, что при подготовке проекта ко второму чтению право использования данной системы предоставят и частным исполнителям.

Что касается процедуры, то проектом предусмотрено направление документов исполнительного производства органам и лицам, имеющим официальные электронные адреса в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе, только в электронной форме. Поэтому, существующее сегодня правило «не получил документ – он меня не касается», должники уже не смогут применить.

Но самая интригующая новелла законопроекта – это введение Единого государственного реестра исполнительных документов. Этим реестром полностью снимаются все вопросы действительности исполнительных документов, их оформления, предъявления к исполнению копий и дубликатов и т.п. И хотя оригинал исполнительного документа в бумажной форме остается обязательным, с введением реестра необходимость в подобных бумажных документах просто отпадет. Более того, хочется надеяться, что и этот атавизм также исчезнет на стадии доработки проекта Закона.

Несмотря на то, что законопроект №6232 был внесен Президентом Украины как безотлагательный, вполне можно рассчитывать на его оперативное рассмотрение и принятие. Впрочем, следует отметить, что рассчитывать на быстрое внедрение все же не стоит – реализация технической части может затянуться на несколько лет.

Все новости