Новости

12-04-2017

Советник АО «Спенсер и Кауфманн» пояснила, почему Комитет ВР внес в проект Трудового кодекса антидискриминационные поправки

Советник АО «Спенсер и Кауфманн» пояснила, почему Комитет ВР внес в проект Трудового кодекса антидискриминационные поправки

Решение о предоставлении Украине безвиза, принятое Европарламентом 6 апреля, может быть приостановлено, если Украина не примет поправку в Трудовой кодекс о недопущении дискриминации, в частности, на основании сексуальной ориентации.

Соответствующие предостережения были оговорены вместе с принятием решения о безвизе и именно из-за их категоричности Комитет ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения (который ранее уже рекомендовал Верховной Раде принять проект Трудового кодекса Украины от 27.12.2014 №1658 во втором чтении и в целом) вынужден был собираться во второй раз 11 апреля и пересматривать ранее принятые им решения. Кроме этого, Президент Украины заявил, что без антидискриминационных поправок кодекс он не подпишет.

Речь идет о поправках в ст. 3 проекта о запрете дискриминации в сфере труда. О нормотворческих колебаниях в эксклюзивном комментарии газете «Закон и Бизнес» рассказала советник, руководитель практики труда и занятости АО “Спенсер и Кауфманн” Татьяна Иванович, которая входила в состав рабочей группы при комитете, занимавшейся доработкой проекта с мая 2016 года.

Напомним, первоначально по результатам обсуждения на заседании комитета ВР 15 марта была поддержана сокращенная редакция статьи (поправка № 46 народного депутата Украины П. Унгуряна), которая предусматривала, что дискриминация в любой форме и с любыми признаками в сфере труда запрещается. Признаки, по которым запрещается дискриминация, а не детализировались.

«Но такой подход идет в разрез с обязанностью имплементировать антидискриминационное законодательство на пути либерализации визового режима с ЕС, – заметила Т.Иванович. – Украина взяла на себя ряд обязательств в связи с Соглашением об ассоциации, поэтому должна сближать национальное законодательство с правом, стандартов и практикой ЕС в том числе, в сфере занятости, социальной политики и равных возможностей».

Юрист обратила внимание, что в Приложении ХL Соглашения содержится исчерпывающий перечень директив Совета ЕС и Европарламента, положение которых Украина должна имплементировать в свое национальное законодательство. Среди них – Директива Совета № 2000/78/ЕС от 27.11.2000, устанавливающая общую систему равного отношения в сфере занятости и профессиональной деятельности, сроком имплементации которой является август 2017 года в соответствии с Планом мероприятий правительства по имплементации Соглашения на 2014-2017 годы от 17.09 .2014 г. № 847-р. Имплементация положений Директивы осуществляется согласно принятому Плану в соответствии с распоряжением Кабмина от 21.01.2015 № 34-р.

«Как неоднократно отмечала Еврокомиссия и как указано в самой Директиве, существуют минимальные требования для недопущения дискриминации на любом основании, а именно: на основе религии или вероисповедания, ограниченности возможностей, возраста или сексуальной ориентации, – обратила внимание Т.Иванович. – При этом Украина вправе устанавливать более благоприятные положения и расширять перечень оснований для обеспечения защиты принципа равноправия».

В итоге по результатам заседания Комитет обновил редакцию ст. 3 проекта, учитывая другие поправки нардепов (№№ 56,57). После доработки положение проекта Трудового кодекса, за который нардепы будут голосовать во втором чтении, выглядит следующим образом:

«Запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности нарушение принципа равенства прав и возможностей, прямое или косвенное ограничение прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличия заболевания ВИЧ/СПИД, семейного и имущественного положения, семейных обязанностей, места проживания, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, участия в забастовке, обращения или намерения обращения в суд или другие органы за защитой своих прав или предоставление поддержки другим работникам в защите их прав, по языковым или другим признакам, не связанным с характером работы или условиями ее выполнения».

Эксперт также предупредила, что решение о безвизе, принятое 6 апреля, не является окончательным, ведь до его внедрения остается еще несколько процедурных этапов, а именно:

26 апреля должно состояться голосование послов ЕС;

11 мая – голосования Совета ЕС;

15 мая – подписание президентом Европарламента и представителем председательствующей страны.

После этого документ должен быть опубликован в официальном вестнике ЕС.

И только при соблюдении всех этих условий безвиз начнет действовать с 11 июня.

Все новости