Новости

04-05-2017

Приказное и упрощенное исковое производство в хозяйственном процессе должно ускорить рассмотрение дел и разгрузить суды, – юрист АО “Спенсер и Кауфманн”

Приказное и упрощенное исковое производство в хозяйственном процессе должно ускорить рассмотрение дел и разгрузить суды

Владимир Волянский, юрист АО «Спенсер и Кауфманн», специально для издания «Юрист & Закон»

В ходе реформы процессуального законодательства, предусмотренного законопроектом № 6232, пожалуй, наибольшие изменения претерпевает хозяйственный процесс, ведь обновленная редакция ХПК пополнится такими формами судопроизводства, как приказное и упрощенное исковое производство. Что изменится в случае принятия Закона – попробуем разобраться.

Разграничение форм

В соответствии с проектом в порядке приказного производства будут рассматриваться дела по заявлениям о взыскании денежных сумм незначительного размера, по которым отсутствует спор или о его наличии заявителю неизвестно. И в этом случае суд не будет рассматривать обоснованность заявленных взыскателем требований по существу. Такое производство с учетом определенных особенностей несколько похоже на приказное производство по правилам действующего ГПК. Категория дел приказного производства только одна – взыскание задолженности на основании письменного или электронного договора. В случае с упрощенным исковым производством (которое станет абсолютно новым институтом) законодатель пошел другим путем. По упрощенным правилам будут рассматриваться все малозначительные дела, дела незначительной сложности и другие дела, для которых приоритетной является скорость, за исключением определенной категории дел, к которым, в частности, предложено отнести банкротство и другие дела, связанные с процедурой восстановления платежеспособности должника, споры, возникающие из корпоративных отношений и из сделок по корпоративным правам и т. д.

Впрочем, если дело подпадает под критерии приказного производства, заявителя не будут лишать права обратиться в суд также и в порядке упрощенного искового производства. Но возможность рассмотреть спор в общем порядке будет отсутствовать, поскольку дела, которые могут быть решены в приказном производстве, подпадают под категорию малозначительных – они будут рассматриваться только в порядке упрощенного искового производства.

Что касается критерия малозначительности, то согласно проекту цена иска для дел приказного производства не должна превышать 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2017 году – 160 тыс. грн), а для дел упрощенного искового производства – 500 минимумов (800 тыс. грн).

За исключением названных выше категорий малозначительных дел, истец также сможет выбирать между упрощенным и общим исковыми производствами. В свою очередь, после открытия производства по делу ответчик имеет право возразить против рассмотрения дела в упрощенном порядке и вопрос формата уже будет решаться судом в зависимости от обстоятельств дела и доводов сторон.

Приказное производство будет проходить без судебного заседания и уведомления сторон. Упрощенное – в таком же формате при условии отсутствия ходатайства одной из сторон об ином. Интересно, что суд по своему усмотрению сможет отказать в удовлетворении такого ходатайства, если дело является малозначительным.

Процедурные особенности

Проектом новой редакции ХПК предусмотрено, что в суде первой инстанции дела в порядке приказного и упрощенного искового производства рассматриваются судьей единолично. Возможности коллегиального рассмотрения не предусмотрено.

Сроки рассмотрения составляют 5 дней с момента получения заявления для приказного производства и не более 60 дней со дня открытия производства для упрощенного искового производства (для общего – не более 120 дней).

Как и в действующем ГПК, изменениями к хозяйственному процессуальному законодательству не предусмотрена возможность апелляционного обжалования приказа хозяйственного суда. Зато предусмотрена процедура обращения с заявлением об отмене судебного приказа.

Положения проекта пока сформулированы таким образом, что заявителю будет трудно защитить судебное решение в случае несогласия с ним должника. Если отсутствуют формальные основания для возврата заявления об отмене судебного приказа, суд обязуется удовлетворить это заявление и отменить приказ.

Пока не совсем понятно, будет ли должник иметь право обжаловать определение о возврате заявления об отмене судебного приказа. Оно не указано в исчерпывающем перечне определений, которые подлежат апелляционному обжалованию. Возможно, применению будет подлежать более общая норма, которая дает право обжаловать определения о возврате заявления истцу (заявителю) отдельно от решения суда. Как говорится, практика покажет.

Обосновать значение

Не менее интересным является порядок обжалования решения хозяйственного суда первой инстанции, принятого в упрощенном исковом производстве. Самым важным является то, что, по общему правилу, малозначительные дела не будут подлежать кассационному обжалованию. Конечно, проектом предусмотрены исключения из этого правила, когда дело имеет фундаментальное значение для формирования единой правоприменительной практики, заявитель кассационной жалобы лишен возможности опровергнуть обстоятельства, установленные обжалованным судебным решением, в ходе рассмотрения другого дела, дело представляет значительный общественный интерес или имеет исключительное значение.

Такие положения нельзя считать четкими, ведь каждый жалобщик (в меру умения обосновывать собственную позицию) может говорить об исключительном значении дела для него. Зная креативность представителей юридического сообщества, профессиональный интерес будут вызывать конкретные дела и конкретные обоснования необходимости кассационного обжалования, которые в дальнейшем и будут определять более точные критерии допуска или недопуска малозначительного дела в Верховный Суд.

Приказное – дешевле

Похоже, что законодатель стремится заинтересовать стороны использовать именно порядок приказного производства и путем установления льготных ставок судебного сбора (законопроектом № 6232, среди прочего, предлагается внести изменения и в Закон “О судебном сборе”). За подачу заявления о выдаче судебного приказа заявитель будет уплачивать 0,1 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, за подачу заявления об отмене судебного приказа – 0,05.

И такой судебный сбор выглядит очень привлекательно по сравнению с предложенным повышением ставки за подачу в хозяйственный суд искового заявления имущественного характера до 2 процентов от цены иска и увеличением максимальной суммы судебного сбора до 350 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (сегодня ставка составляет 1,5 процента, максимальный размер судебного сбора – 150 размеров).

Итак, дешевизна судебного рассмотрения и скорость получения окончательного решения при условии сохранения возможности без потерь перейти к упрощенному производству должны убедить истца сначала идти в суд в порядке приказного производства и только в случае несогласия должника переводить спор в рамки классического рассмотрения.

Со стремлением к унификации

В условиях, когда участникам рынка предлагают более простые варианты решения несложных и небольших (в денежном эквиваленте) споров, можно надеяться, что время между подачей заявления в суд и получением исполнительного документа сократиться, а суды все-таки удастся несколько разгрузить.

Поскольку, как считают эксперты, подавляющее большинство хозяйственных споров будет подпадать под категорию тех, которые могут быть решены судом в порядке приказного и/или упрощенного искового производства, именно такие формы производства станут традиционными, а общее исковое производство будет применяться в качестве исключения для обеспечения сторон и суда значительно большим инструментарием решения дела, который ранее был недоступен хозяйственному процессу по сравнению с гражданским.

Так что, в целом, такие новации можно считать положительным шагом для усовершенствования хозяйственного процесса и унификации процессуальных норм, конечно же, только при условии реального (а не только на бумаге) разграничения форм хозяйственного судопроизводства.

Все новости