Новости

11-07-2017

Без комплаенс-программы бизнес не будет иметь успеха, – советник Spenser & Kauffmann

Пройдет еще несколько лет и комплаенс-программы, которые сегодня внедряют преимущественно украинские представительства зарубежных компаний, станут непременным атрибутом ведения любого бизнеса. Ведь уже сегодня победа в тендере или заключение выгодного международного контракта иногда напрямую зависят от наличия формализованных положений по соблюдению правил и норм добросовестной конкурентной борьбы.

Общий обзор комплаенса, а также анализ компонентов комплаенс-программы провела советник Spenser & Kauffmann Татьяна Иванович во время практикума «Структура комплаенс-функции в компании. Взаимодействие бизнеса и комплаенса», организовавшей компания Лига: Закон.

В широком смысле комплаенс представляет собой систему стандартов и процедур приведения в «нормативно-правовой порядок» наиболее важных сфер и сегментов экономики. В узком – это комплекс принципов, правил, стимулов, санкций и других внутренних мер компании по соблюдению законодательства ее сотрудниками, недопущения и минимизации рисков нарушения, выявления и расследования имеющихся. При этом коррупционные риски, риски взаимоотношений с политическими деятелями, финансирования терроризма и отмывания денег, нарушения режима международных санкций составляют понятие комплаенс-рисков.

Эксперт обратила внимание на то, что сегодня в соответствии с законами Украины «О предотвращении коррупции», «О публичных закупках» обязанность внедрять антикоррупционную программу возложена на предприятия, участвующих в гостендерах как участники, при условии если стоимость закупки больше или равна 20 миллионам гривен, и предприятия с государственной долей более 50%. Более того, антикоррупционный комплаенс не является новым понятием для украинских дочерних компаний, входящих в международные корпорации, поскольку вероятно на материнскую компанию распространяется действие или Закона «О взяточничестве» Великобритании (UK Bribery Act 2010) или Закона «О запрете коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA), которыми предусмотрены немалые штрафы для компании и должностных лиц. Для минимизации риска привлечения к ответственности корпорации, национальные дочерние компании обязаны имплементировать глобальные антикоррупционные политики с учетом специфики местного законодательства.

Т.Иванович выделила и проанализировала 5 общих компонентов комплаенс-программы.

Обязательства руководства по соблюдению установленных требований законодательства и осуществления мероприятий по выполнению (реализации) антикоррупционной программы в пределах своих полномочий должно быть формализовано.

Комплаенс должен быть признан в качестве приоритета на всех уровнях организации. Антикоррупционная программа должна стать обязательной для выполнения всеми работниками юридического лица.

В порядке, предусмотренном принятой антикоррупционной программой, должен быть назначен уполномоченный – специальное должностное лицо по вопросам комплаенс, которое подотчетно высшему руководству. Кстати, об освобождении лица от должности уполномоченного руководителю придется письменно сообщать НАПК.

Также необходимым компонентом является регулярная отчетность и периодическая переоценка рисков нарушения требований законодательства и способов реагирования. Антикоррупционные меры должны включать периодическую оценку коррупционных рисков в деятельности юридического лица и наличие антикоррупционных стандартов и процедур в деятельности юрлица.

В целях обеспечения понимания работниками аспектов своей деятельности, касающихся соблюдения требований законодательства, должно быть организовано обучение, что сведет к минимуму риск нарушений. Речь идет о разработке простых для понимания методических материалов с учетом специфики компании, проведение регулярных учений, информирование работников о внутренних расследованиях и их результатах.

Т.Иванович отметила, что сегодня для большинства национальных компаний внедрение антикоррупционной комплаенс-программы не является приоритетом, поскольку отсутствует даже общее понимание комплаенса. Вместе с тем, учитывая мировые тенденции усиления борьбы с коррупцией, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что обязанность внедрять антикоррупционные комплаенс-программы на всех предприятиях в Украине скоро будет внедрена на законодательном уровне. Поэтому успех ведения бизнеса уже сегодня напрямую зависит от того, насколько руководство понимает необходимость внедрения стандартов, реализуемых в обязательных компонентах комплаенс-программы.

Участие в мероприятии приняла также советник Татьяна Харебава, которая рассказала об Antitrust Compliance в Украине.

Все новости